Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 0

Таблица частот спутниковых каналов

Спутники серии Экспресс производства «ОАО ИСС»[править | править код]

Большинство спутников было изготовлено ОАО ИСС. Ещё несколько спутников, заказанных у ОАО ИСС, находятся в производстве.

«Экспресс» — родоначальник серии. Всего было изготовлено и запущено 2 аппарата этого типа. Первый запуск осуществлён 13 октября 1994 года, второй 29 сентября 1996 года. Спутники выработали свой ресурс и выведены из эксплуатации.
«Экспресс-А» — модификация серии, разработанная совместно с компанией Alcatel Space. Всего изготовлено 4 спутника, один из которых был потерян в результате аварии ракеты-носителя. Первый удачный запуск спутника серии Экспресс-А осуществлён 12 марта 2000 года. Последний аппарат этой модификации выведен из эксплуатации в марте 2020 года.
«Экспресс-АМ» — модификация серии, разработанная совместно с французскими, японскими и немецкими партнёрами . Первый запуск осуществлён 29 декабря 2003 года.
«Экспресс-АТ» — спутники непосредственного вещания, разработанные на базе спутниковой платформы негерметичного исполнения Экспресс 1000. Выведено на орбиту 2 спутника Экспресс-АТ1 и Экспресс-АТ2 16 марта 2014 3:08 МСК с космодрома Байконур Пл. 81.
«Экспресс-80» и «Экспресс-103» — аппараты, созданные на базе платформы «Экспресс-1000» и предназначенные для поддержания орбитальной группировки ФГУП «Космическая связь». Полезная нагрузка — производства Thales Alenia Space Italy. В марте 2020 года должны были быть выведены на орбиту ракетой-носителем «Протон-М» в одном пуске для работы в позициях 80° в. д. и 103° в. д. соответственно. Пуск был отложен из-за обнаруженных проблем с ракетой-носителем и состоялся 31 июля 2020 года. Рабочая позиция для «Экспресс-103» изменена на 96,5° в. д., позиция 103° в. д. рассматривается в качестве резервной.
«Экспресс-АМУ» — дальнейшее развитие серии. В 2018 году подписаны контракты на изготовление ОАО «ИСС им. Решетнева» спутников «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

Спутниковая платформа КАУР-4править | править код

Первые поколения спутников «Экспресс» («Экспресс», «Экспресс-А», «Экспресс АМ» с АМ1 по АМ3 и с АМ11 по АМ44) были построены на базе модификаций спутниковой платформы КАУР-4 (МСС-2500-ГСО / МСС-740 / МСС-767). КАУР-4 — платформа герметичного типа, где полезная нагрузка находится в непроницаемом отсеке, и охлаждение производится с помощью жидкостного и газового контуров. Это позволяет обеспечить колебания температуры оборудования в пределах не более 10 °C.

Модифицированная платформа включает:

  • бортовой комплекс управления на базе бортового компьютера;
  • четыре стационарных плазменных двигателя коррекции СПД-100 (они позволяют удерживать отклонения от заданного положения на ГСО в пределах 0,2° по долготе и широте);
  • Трехосная система ориентации, использующая гиростабилизаторы и электрореактивные (термокаталитические гидразиновые) двигатели ориентации, обеспечивает точность пространственного положения аппарата 0,1°.
  • Солнечные батареи КАУР-4 имеют одностепенные приводы для наведения на солнце.

Спутниковая платформа Экспресс-1000/2000править | править код

Модель «Экспресс АМ5», построенного на платформе «Экспресс 2000», представленная во время проведения «Недели Космоса» в Мадриде в мае 2011 года

Новые спутники, поставляемые ОАО ИСС для ФГУП «Космическая связь», начиная с Экспресс-АМ5, построены на базе современных спутниковых платформ Экспресс-1000/2000. Полезная нагрузка для этих спутников поставляется канадской компанией и французским и итальянским подразделениями европейской Thales Alenia Space. Особенностями этой спутниковой платформы являются:

  • негерметичное исполнение;
  • комбинированная система терморегулирования: отвод тепла от полезной нагрузки осуществляется с помощью изогридной центральной трубы. Кроме того, для улучшения теплопереноса между различными конструктивными элементами спутника применяется полностью резервированный жидкостной контур;
  • высокоэффективные солнечные батареи на основе трёхкаскадных арсенид-галлиевых фотопреобразователей производства НПП «Квант»;
  • литий-ионные аккумуляторные батареи Saft VS 180 SA для коммерческих спутников либо никель-водородные российского производства для военных спутников;
  • стационарные плазменные двигатели СПД-100 производства ОКБ Факел для коррекции на орбите.

«Грязь месить, на лодках кататься нам не привыкать»

Компания «РТКомм» привлекла монтажников к перенастройке около полутора тысяч станций, работавших с «Экспресс-АМ6». Как рассказывает руководитель воронежской компании «Бюро антенных систем» Андрей Тонких, многие монтажники получили от «РТКомм» ощутимый объем заказов, но с очень жесткими сроками. В итоге все работы удалось выполнить в течение 10 дней.

Поначалу основной проблемой было поочередное включение лучей: случалось так, что из центра управления сетью сообщали о том, что луч работает, а на объекте выяснялось, что это не так. Сейчас, говорит Андрей Тонких, основную задачу по переводу клиентов на «Экспресс-АМУ1» решили, остались шероховатости. Например, у кого-то из абонентов из-за смены спутника снизился уровень сигнала, и хотя сервис работает, для того, чтобы технические параметры вписывались в установленные технологией требования, необходима замена антенны диаметром 74 см на антенну 98 см.

Надежда на демпинг

Но высокое проникновение интернета в стране вряд ли станет главным препятствием. VSAT-рынок в России существует, пусть его объемы и далеки от американского. На «нагретой» европейской и западносибирской территории «Ямал-601» столкнется с более серьезными проблемами: конкуренцией и выстраиванием механики продаж. Расти ударными темпами за счет эффекта низкой базы при текущей конфигурации вряд ли получится — все сливки с этой территории уже сняты «Экспрессами».

Ранее ГКС как интернет-провайдер выступал только в вахтовых поселках газодобытчиков, предлагая доступ в Сеть в Ku-диапазоне. Правда, работа с партнерами-провайдерами в Ku- и в Ка-диапазонае отличается. В первом случае спутниковый оператор выделяет провайдеру часть емкости и тот через собственный хаб реализует услугу, исходя из своего понимания рынка. В Ка-диапазоне вся работа идет на наземном сегменте оператора, и посредник присутствует либо как виртуальной оператор (Virtual Network Operator, VNO), либо как дилер.

Продажи «Экспрессов» сейчас идут через крупных провайдеров-посредников (AltegroSky, SenSat, «Радуга-интернет», «Стриж» и других) и дилеров, в частности продажей емкостей Ka-диапазона спутника «Экспресс-АМУ1» занимается «Триколор», который имеет дилерскую сеть во всех регионах России, в том числе в малых населенных пунктах. Но как и когда будут осуществляться продажи Ka-диапазона ГКС, пока неизвестно. Представители некоторых компаний, потенциально заинтересованных в работе с этим спутниковым оператором, рассказали корреспонденту «Теле-Спутника», что продажи, скорее всего, начнутся в начале февраля, о чем будет объявлено на CSTB-2020. Сейчас на сайте new.gazpromcosmos.ru, специально созданном для продаж доступа в интернет со спутников серии «Ямал», потенциальным абонентам предлагают оставить заявку на подключение к «Ямалу-601». В контакт-центре также предлагают оставить заявку, но не называют сроки, когда можно будет физически получить услугу доступа с нового космического аппарата.

Среди партнеров на сайте упомянуты только Gilat, Newtec и NoLimit Electronic (NLE). В разделе «Дилеры» сказано, что с ГКС работают более 1000 дилеров (без перечисления их адресов), опубликовано предложение стать участником дилерской программы и дана короткая инструкция по предварительной настройке модема в Ka-диапазоне. Во вкладке «Блоги» можно найти три публикации, датированные 31 октября 2019 года. Одна из них называется «Как выжить в деревне. Реальная история дизайнера»: в ней рассказывается, что девушка, живя в глубинке, подключила спутниковый интернет от «Газпром космические системы» и теперь может смотреть сериалы по вечерам.

Однако «Теле-Спутнику» не удалось обнаружить подтвержденных случаев использования доступа в интернет через «Ямал-601» частными или юридическими лицами. Одной из причин, почему ГКС так и не начал подключение к Ka-диапазону, участники рынка называют отсутствие необходимого VSAT-оборудования у партнеров спутникового оператора. Один из собеседников на рынке спутниковой связи рассказал «Телеспутнику», что у самого ГКС сейчас в наличии около 100 комплектов. Крупные российские провайдеры Ka-интернета не предлагают подключение к новому спутнику.

Похоже, главным оружием ГКС в борьбе за Ka-абонентов будет демпинг. При пропускной способности «Ямала-601» в 30 Гбит/с подключиться к безлимитным тарифам оператор предлагает за 750 рублей и 1850 рублей. Для сравнения: у SenSat безлимитные тарифы начинаются от 2,6 тыс. рублей и доступны только со спутника «Экспресс-АМУ1». Но даже низкие тарифы вряд ли помогут ГКС набрать 300 тыс. абонентов за пять лет, если оператор не сможет договориться с дилерами и партнерами-провайдерами и развернуть массовое продвижение своей услуги.

Неспешный старт

Конкурс на создание «Ямала-601» ГКС объявил в 2011 году с расчетом, что спутник уже в 2014-м сможет заменить «Ямал-202» в орбитальной позиции 49° в. д. В июле 2013 года в конкурсе победила французская Thales Alenia Space, сумма контракта составила 10 млрд рублей. Из договора следовало, что работы должны быть выполнены в течение 28 месяцев, то есть ориентировочно спутник должен был быть готов к 2016-му. В 2015 году ГКС поднял вопрос о замене иностранного подрядчика на отечественного. Назывались причины как финансовые (из-за падения курса рубля проект дорожал), так и политические (приоритет российским компаниям). Однако контракт в итоге остался у французов, а «Сбербанк» в 2016-м предоставил оператору пять кредитных линий на общую сумму 22 млрд рублей — эти средства пошли на оплату работ Thales Alenia Space, запуск спутника и создания двух хабов.

Запуск «Ямала-601» состоялся только 30 мая 2019 года. Причем из-за сбоя в работе апогейного двигателя перевод спутника с геопереходной орбиты на геостационарную осуществлялся двигателями малой тяги. И лишь 19 июля прошлого года Thales Alenia Space передала управление «Ямалом-601» оператору.

На борту космического аппарата находятся 38 транспондеров C-диапазона, которые заменят аналогичные емкости старого спутника «Ямал-202», а также 32 транспондера Ka-диапазона — они необходимы для предоставления широкополосного доступа в интернет частным клиентам, которые проживают в европейской части России, на Урале и в Западной Сибири. В ГКС рассчитывают, что после старта услуги абонентская база за пять лет вырастет до 200—300 тыс. клиентов. Об этом в интервью «Телеспутнику»
заместитель гендиректора ГКС по маркетингу и международному бизнесу Игорь Кот.

Карантин спутнику помеха

Связанные с режимом самоизоляции ограничения не помешали монтажникам, большинство которых имели соответствующие разрешения от Роскомнадзора. Эти письменные разрешения, конечно, не открывали мгновенно все двери, но позволяли решить большинство проблем.

Сергей Пехтерев отмечает, что в сельской местности ограничений фактически не было, транспортные компании работали, грузы доставлялись. Трудность была в городах, где закрывали склады, и приходилось просить Роскомнадзор обратиться в местную администрацию за разрешением на открытие склада.

Дмитрий Малов рассказал, что до недавнего времени перемещения происходили без проблем, а в последнюю неделю контролирующие органы серьезно взялись за дело. Например, был закрыт доступ на месторождения Иркутской области, а ведь добывающие компании — один из ключевых заказчиков услуги VSAT. И сейчас для того, чтобы заехать на месторождение, надо прожить в изоляции две недели, и это фактически останавливает все работы. А многие клиенты осознанно не хотят нарушать карантин и ради этого готовы отказаться от спутникового интернета.

Казалось бы, самое время недавно выведенному спутнику «Ямал-601» подхватить знамя Ка-диапазона, выпавшее их рук «Экспресс-АМ6», ведь для этого есть все возможности, во всяком случае технические. Еще до запуска «Ямал-601» руководство ГПКС задавалось вопросом: зачем «Газпром космические системы» (далее ГКС) делает зону покрытия Ка-диапазона этого спутника очень близкой к зоне покрытия Ка-диапазона «Экспрессов»? В ГКС отвечали так: чтобы охватить те регионы, где проживает максимальное количество платежеспособных потенциальных клиентов. Ожидалась никому не нужная конкуренция на и без того узком рынке, но после аварии ситуация поменялась, и во многих регионах «Ямал-601» стал единственным вариантом получить услугу спутникового интернета в Ка-диапазоне.

И действительно, с началом режима самоизоляции наблюдался всплеск инсталляций на этот спутник. Это отметили Дмитрий Новак и Андрей Кирпичников. Всплеск небольшой — единицы установок, но на российском рынке спутникового ШПД, да еще в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса, это положительная тенденция. При этом все установки были сделаны силами не ГКС, а VNO — Astra Internet и «Радуга Интернет». Оба оператора заключили с ГКС соглашение и продают услугу на «Ямал-601» исходя из собственной тарифной политики.

А что же собственные установки ГКС как провайдера? По сути ситуация, описанная нами ранее (см. «Ямал в тумане»), не изменилась: в конце 2019 года компания опубликовала крайне привлекательные тарифы на услуги спутникового ШПД в Ка-диапазоне. Они носили явно демпинговый характер, и рынок посчитал, что теперь VNO придется заняться другим бизнесом. А когда VNO обратились к ГКС с предложением о межоператорском партнерстве, им были выставлены условия, которые фактически ничем не отличались в лучшую сторону от тех, которые провайдеры получали от ГПКС на Ка-диапазон на «Экспрессах». Игроки рынка посетовали на то, что ГКС, будучи владельцем спутника, использует соответствующий рычаг давления и захочет при помощи демпинга убрать с рынка VNO. Но прошло почти полгода, и никто из игроков рынка спутникового ШПД не заметил большой активности ГКС в Ка-диапазоне. Никто из зарегистрировавшихся на партнерскую программу монтажников не получил даже намека на заказы от ГКС по опубликованным на сайте компании тарифам.

Astra Internet и «Радуга Интернет» стали VNO на «Ямал-601» и понемногу раскручивают новый сервис. Другие же компании, намеревавшиеся наладить с ГКС партнерские отношения, просто не получили от оператора ответа. Тогда они, поняв, что установок на условиях ГКС в ближайшее время не будет, взялись за работу по традиционной партнерской схеме с Astra Internet и «Радуга Интернет», получая от них заказы на установки на «Ямал-601».

Дмитрий Новак рассказал, что один из его клиентов не смог ждать, пока поднимут сервис Hughes на «Экспресс-АМУ1» и в срочном порядке заказал комплект, работающий через «Ямал-601».

Тем временем провайдеры отмечают высокие технические характеристики сервиса, который можно реализовать на базе «Ямал-601». Дмитрий Новак зафиксировал скорость передачи данных 94 Мбит/с на прием и 17 Мбит/с на отдачу.

Избыточный оптимизм

С учетом текущего состояния и динамики российского рынка Ka-диапозона эти прогнозы выглядят крайне оптимистичными. Ka-интернет в России с 2015 года предоставляется с аппаратов «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», которые принадлежат ФГУП «Космическая связь». В 2016-м к ним присоединился «Экспресс-АМУ1» (аппарат также известен под названием Eutelsat 36C). По данным регионального директора компании Hughes Network System в России и СНГ Константина Ланина, которые он приводил в интервью «Телеспутнику», количество включенных абонентов по итогам первой половины 2019 года на первых двух «Экспрессах» составляет около 14 тыс. С учетом «Экспресса-АМУ1» общая абонентская база спутникового ШПД, по оценкам Ланина, равнялась 20 тыс. подключений. Глава российского представительства Hughes также отмечал, что к «Экспрессу-АМ5» и «Экспрессу-АМ6» каждую неделю в Ka-диапазоне подключается около 100 клиентов. Следовательно, в течение года абонентская база Ka-диапазона увеличивается примерно на 5 тыс.

Как говорилось выше, ГКС хочет за пять лет подключить к Ka-диапазону 200—300 тыс. абонентов, то есть по 40—60 тыс. в год. При этом зона покрытия «Ямала-601» почти в точности повторяет зону «Экспресса-АМ5» и «Экспресса-АМ6». В начале 2017 года генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров на встрече с прессой удивлялся, почему ГКС намеревается запустить аппарат, полностью повторяющий зону обслуживания «пятерки» и «шестерки». «Почему не пошли в те регионы, где мы сегодня не присутствуем?», — задавался вопросом глава ГПКС.

Если огрублять, то Ka-диапазон нового «Ямала» покрывает территорию от Калининграда до Красноярска. Его лучи не будут доступны в местах, где разрабатываются газовые месторождения и на полуострове, который дал название этой серии космических аппаратов. То есть спутниковый интернет для частных клиентов от ГКС будет ориентирован на территорию, где живет большая часть населения страны (население Дальнего Востока составляет 8,2 млн человек, или чуть больше 5% от всего населения России – прим. «Телеспутника»). Однако количество удаленных населенных пунктов, у которых есть потребность в спутниковом интернете, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, очевидно, выше. Характерным маркером спроса служит тот факт, что на подключение к расположенному западнее ««Экспрессу-АМ6» постоянно предлагаются скидки, а расположенные восточнее «Экспресс-АМ5» продается без акционных предложений.

В целом, по данным Mediascope, в феврале-июне 2019 года интернетом пользовались 95,8 млн россиян старше 12 лет.

Заключение

С запуском «Ямал-601» на рынке появился дополнительный фактор, который в итоге может его серьезно изменить. Дело в том, что дистрибьютором емкости Ка-диапазона этого КА стала компания Eutelsat Networks. Ранее оператор совместно с «Триколором» запустил без преувеличения беспрецедентную для российского рынка акцию — VSAT-терминал дешевле 10 тысяч рублей. И сейчас, решив, что на «Экспресс-АМУ1» эта акция себя оправдала, Eutelsat Networks совместно с провайдерами запустил аналогичную акцию на «Ямал-601».

Тяжелый форс-мажор на рынке спутникового ШПД обошелся относительно малой кровью благодаря, во-первых, счастливому стечению обстоятельств (наличию свободной емкости на другом спутнике), во-вторых, высокому профессионализму всех участвовавших в процессе перевода абонентов на другую спутниковую емкость специалистов. На востоке страны (где емкость «Экспресс-АМ5» не имеет альтернативы, в отличие от европейской части) надеются на то, что «Экспресс-АМ5», будучи идентичным «Экспресс-АМ6», избежит тех же дефектов и проработает весь положенный ему пятнадцатилетний срок.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации