Содержание
Живой пример
Когда идет речь о любом новом формате, возникает резонный вопрос о том, существует ли достаточное количество HDR-контента, которое бы оправдывало покупку нового телевизора. Так вот: существует! Во‑первых, это активно развивающийся формат, и в будущем его будет гораздо больше. Во‑вторых, многие современные гаджеты (камеры и смартфоны) уже могут снимать контент в 4K HDR. Такие каналы и сервисы как Amazon, Netflix или HBO активно снимают собственные сериалы в формате 4К HDR, Amazon запустил подписку Prime для трансляции фильмов в этом формате, а на Netflix HDR-контент будет доступен в ближайшее время, в том числе и в России. А если всё-таки кажется, что контента недостаточно, есть ещё один бонус: в телевизорах Sony серии XD93 даже обыкновенный HD-cигнал можно дотянуть до 4К HDR с помощью апскейла.
В них есть 4К-процессор X1, он предназначен для обработки 4К HDR — сигнала, одновременно усиливает детализацию изображения, полученного из любого источника, даже далекого от качества 4K: ТВ-передач, дисков DVD и Blu-ray, видеоматериалов из Интернета и цифровых фотографий. Конечно, процессор не сможет из стандартного изображения сделать полноценный 4K, но способен значительно его улучшить. Процессор оптимизирует текстуру, резкость и цвет, одновременно уменьшая количество шумов: система масштабирует каждый пиксель, анализируя отдельные части каждого кадра и сопоставляя их со специальной базой данных изображений с десятками тысяч эталонных записей, собранных Sony за годы работы над производством фильмов и телепередач. Такая обработка позволяет откорректировать и улучшить даже размытую картинку. Не в последнюю очередь такой эффект связан с тем, что в Sony серии XD93 идет 14-разрядная обработка сигнала, которая обеспечивает, соответственно, 14-разрядную градацию цвета, даже если на входе был стандартный на сегодняшний день 8-разрядный сигнал. В результате, у Sony серии XD93 в 64 раза больше уровней цвета, чем у дисплеев обычных телевизоров, и это впечатляющая разница: обыкновенный 8-разрядный сигнал обеспечивает 256 уровней цвета, а 14-разрядный — 16383 уровня. А как видно на таблице ниже, такая разрядность дает на выходе более 4 триллионов оттенков цвета.
Понятно, почему 14-разрядная градация кажется излишней, поскольку глазу столько оттенков цвета в общем-то не нужно, он их просто не видит
Но для телеизображения это важно. Дело в том, что оттенки цвета распределяются в динамической картинке неравномерно
Больше всего их уходит в ярко освещенные области и гораздо меньше — в темные. А человеческий глаз, наоборот, эволюционно более чувствителен к теням, а не к ярким участкам. Возникает противоречие. И здесь у большей разрядности численное преимущество: независимо от равномерности распределения, в тенях фактически в 4 раза больше оттенков, и человеческому мозгу они уже не кажутся плоскими.
Работа с оттенками
Что это такое? Если вы выгляните сейчас в окно, то с высокой долей вероятности увидите серые облака и снег. Не самая насыщенная цветовая гамма, но человеческий глаз способен даже в этом однообразном пейзаже различать множество оттенков, которые придают картинке, передаваемой в мозг, четкость и объемность. Стандартный современный телевизор, даже «классический» 4K, не передает цвет в таких деталях, а вот 4К HDR — справится.
Основная идея, на которой базируется формат HDR, заключается в том, что он дает более высокий уровень контраста между светлыми и темными участками изображения на экране. На словах звучит не слишком впечатляюще, но в рамках технологии это достаточно серьёзный шаг. Контраст как разница между самой яркой белизной и самой темной чернотой измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м2), или нитах. Низшим показателем спектра яркости будет 0 нит (то есть полная тьма), которого сейчас можно добиться разве что на специальных дисплеях с органическими светодиодами. А вот высший показатель у 4K HDR-моделей на порядок выше, чем у их обыкновенных собратьев. Правда, до передачи реального освещения телевизорам еще предстоит долгий путь. Взгляните на следующую иллюстрацию. Как мы видим, технология HDR достигла яркости обыкновенного костра, а до яркости непрямых солнечных лучей телевизионным технологиям еще далеко, как до Марса. Об обыкновенных телевизорах в этом контексте и вовсе говорить неловко. Суть съёмки в HDR заключается в том, что камера снимает сразу в нескольких режимах с разными выдержками, чтобы полностью «поймать» и свет, и тени снимаемых объектов или сцен. Затем информация обрабатывается так, чтобы свести ее в единую сбалансированную картинку, максимально приближённую к тому, как люди воспринимают цвет и свет. Как и 4К, формат HDR уже активно применяется в современном кинематографе, так что обыкновенный телевизор сейчас «съедает» часть цветовой гаммы фильма. Технология HDR же, согласно , способна увеличить цветовую гамму в два раза, что покрывает 75% спектра, видимого человеком.
Черный треугольник — это HDR, и он покрывает собой 75% цветов, которые видит человеческий глаз. Желтый треугольник — это цветовая гамма, которую могут показать обыкновенные телевизоры
Встает вопрос, в какой степени все эти показатели должны волновать самого зрителя? В немалой. Разница между 4K HDR и обыкновенным HD-телевизором видна практически любому человеку, так как HDR значительно усиливает контраст между черным и белым, то есть белый становится очень ярким, а черный — крайне темным. Цвета выглядят гораздо сочнее и насыщеннее, вся картинка в принципе кажется глазу более объемной и живой. Этот эффект психологически оказывается сильнее, чем 3D, причем без всяких очков и усталости зрения. Поскольку технология в телевидении относительно нова, далеко не каждый телевизор даже с разрешением 4К располагает форматом HDR, и не во всех устройствах, где эффект представлен, HDR реализован с максимальной эффективностью. По сути, в полной мере новая технология раскрывается только в моделях 2016 года, и в качестве примера мы взяли компании Sony. Попытаемся на «живом» образце рассмотреть будущее телевидения в условиях нового формата, а также те технологические разработки, благодаря которым он обеспечивается.
Гаджеты
Купи мне это: 5 гаджетов для современной домохозяйки
Резолюции
Примеры некоторых разрешений 4K, используемых в дисплеях и медиа | |||
---|---|---|---|
Формат | разрешение | Соотношение сторон | Пикселей |
— | 4096 × 3072 | 1. 33 ∶1 (4∶3) | 12 582 912 |
— | 4096 × 2560 | 1,60∶1 (16∶10) | 10 485 760 |
— | 4096 × 2304 | 1. 77 ∶1 (16∶9) | 9 437 184 |
DCI 4K (полнокадровый) | 4096 × 2160 | ≈1,90∶1 (256∶135) | 8 847 360 |
DCI 4K ( обрезанный CinemaScope ) | 4096 × 1716 | ≈2,39∶1 (1024∶429) | 7 020 544 |
DCI 4K ( плоская обрезка) | 3996 × 2160 | 1,85∶1 (≈37∶20) | 8 631 360 |
WQUXGA | 3840 × 2400 | 1,60∶1 (16∶10) | 9 216 000 |
4K UHD | 3840 × 2160 | 1. 77 ∶1 (16∶9) | 8 294 400 |
— | 3840 × 1600 | 2,40∶1 (12∶5) | 6 144 000 |
— | 3840 × 1080 | 3. 55 ∶1 ( ) | 4 147 200 |
3840 × 2160
Разрешение 3840 × 2160 является доминирующим разрешением 4K, используемым в индустрии потребительских медиа и дисплеев. Это разрешение UHDTV1 формата , определенного в SMPTE ST 2036-1, а также 4K UHDTV формате , определенном МСЭ-R в Рек. 2020 , а также является минимальным разрешением для дисплеев и проекторов Ultra HD, установленных CEA . Разрешение 3840 × 2160 было также выбрано DVB Project для своего стандарта вещания 4K UHD-1 .
Это разрешение имеет соотношение сторон 16∶9 с общим количеством пикселей 8 294 400. Это ровно вдвое больше, чем разрешение 1080p ( 1920 × 1080 ) по горизонтали и вертикали, в общей сложности в 4 раза больше пикселей, и втрое больше разрешения по горизонтали и вертикали 720p ( 1280 × 720 ), в сумме в 9 раз больше пикселей. Иногда его называют «2160p» на основе шаблонов именования, установленных предыдущими стандартами HDTV 720p и 1080p .
Телевизоры, способные отображать разрешение UHD, рассматриваются производителями бытовой электроники как следующий пусковой механизм для цикла обновления после отсутствия интереса потребителей к 3D-телевидению .
4096 × 2160
Это разрешение используется в основном в производстве цифрового кино и составляет 8 847 360 пикселей с соотношением сторон 256 × 135 (≈19 × 10). Он был стандартизирован как разрешение формата контейнера 4K, определенного Digital Cinema Initiatives в Спецификации системы цифрового кино, и является собственным разрешением всех DCI-совместимых цифровых проекторов и мониторов 4K . Спецификация DCI допускает несколько различных разрешений для содержимого внутри контейнера в зависимости от желаемого соотношения сторон. Допустимые разрешения определены в SMPTE 428-1 :
- 4096 × 2160 (полный кадр, формат изображения 256∶135 или ≈1,90∶1)
- 3996 × 2160 (плоское кадрирование, соотношение сторон 1,85∶1)
- 4096 × 1716 (кадрирование CinemaScope, соотношение сторон ≈2,39∶1)
Стандарт DCI 4K имеет в два раза большее разрешение по горизонтали и вертикали, чем DCI 2K ( 2048 × 1080 ), то есть в четыре раза больше пикселей в целом.
Цифровые фильмы, сделанные в формате 4K, можно создавать, сканировать или сохранять в ряде других разрешений в зависимости от того, какое соотношение сторон хранилища используется. В производственной цепочке цифрового кино для получения «открытых ворот» или анаморфного входного материала часто используется разрешение 4096 × 3112, разрешение основано на историческом разрешении отсканированной пленки Super 35 мм.
Другие разрешения 4K
В дисплеях используются различные другие нестандартные разрешения 4K, в том числе:
- 4096 × 2560 (1,60∶1 или 16∶10 ); это разрешение использовалось в Canon DP-V3010, 30-дюймовом (76 см) эталонном мониторе 4K, предназначенном для просмотра киноматериалов при пост-продакшене , выпущенном в 2013 году.
- 4096 × 2304 (1. 77 :1 или 16:9 ); это разрешение использовалось в 21,5-дюймовом (55 см) мониторе LG UltraFine 22MD4KA 4K, совместно анонсированном LG и Apple в 2016 году и использовавшемся в 21,5-дюймовом компьютере iMac 4K Retina .
- 3840 × 2400 (1,60∶1 или 16∶10); это разрешение использовалось в 22,2-дюймовых (56 см) мониторах IBM T220 и T221 , выпущенных в 2001 и 2002 годах соответственно. Это разрешение также называется «WQUXGA» и в четыре раза больше разрешения WUXGA (1920 × 1200).
- 3840 × 1600 (2,40∶1 или 12∶5 ); был произведен ряд компьютерных мониторов с таким разрешением, первым из которых стал 37,5-дюймовый (95 см) LG 38UC99-W, выпущенный в 2016 году. Это разрешение эквивалентно WQXGA (2560 × 1600), увеличенному на 50%, или 3840 × 2160 уменьшена по высоте на ≈26%. LG называет это разрешение «WQHD +» (Wide Quad HD +), в то время как Acer использует термин «UW-QHD +» (Ultra-Wide Quad HD +), а в некоторых СМИ используется термин «UW4K» (сверхширокий 4K).
- 3840 × 1080 (3. 55 :1 или 32:9); это разрешение было впервые использовано в Samsung C49HG70, 49-дюймовом (120 см) изогнутом игровом мониторе, выпущенном в 2017 году. Это разрешение эквивалентно двум дисплеям 1080p (1920 × 1080), расположенным рядом, но без границы, прерывающей образ. Кроме того, это ровно половина дисплея 4K UHD (3840 × 2160). Samsung называет это разрешение «DFHD» (Dual Full HD).
Видеоформаты телевизоров со встроенными мультимедийными плеерами
Современные телевизоры ведущих производителей поддерживают все широко распространённые форматы. Это стало возможным благодаря инсталляции специального программного обеспечения — кодеков. Именно эти алгоритмы обеспечивают преобразование контента в сигнал, который выводится в виде изображения на экран ТВ. Телевизорами LG воспроизводятся следующие форматы:
- MPEG с первого по четвертое поколение. Как уже было отмечено ранее, реализация поддержки технологий DivX и XVID позволяет воспроизводить файлы в формате MPEG второго поколения.
- H264 или AVC — формат, поддерживаемый Philips, LG, Sony, Samsung и техникой от других производителей. Этот формат считается технически более совершенным, нежели стандарты, созданные на базе MPEG. На сегодняшний день H264 — самый распространенный формат.
Чтобы воспроизводить контент, который транслируется с внешних источников, совершенно не обязательно покупать дополнительную технику. Подключить телевизор к внешнему носителю контента можно с помощью разъема USB. Есть также возможность настройки беспроводного соединения через DLNA. Теперь вы знаете, какой формат видео Sony, Samsung, LG и Philips.
Некоторые ТВ не имеют встроенного тюнера, предназначенного для приёма цифрового сигнала. Поэтому пользователи вынуждены дополнительно приобретать ресивер или smart-приставку. Перед покупкой ТВ внимательно изучите инструкцию, чтобы знать, поддерживает ли выбранная вами модель настройку цифрового телевидения.
Форматы 3D-видео
В документации по эксплуатации техники указана поддержка воспроизведения 3D-файлов. Преимущественно такую функцию поддерживают телевизоры Samsung 6-й серии и Sony Bravia. Однако учитывать нужно также формат 3D, читаемый ТВ. Пользователю необходимо скачать контент с нужным расширением. Вкратце рассмотрим основные форматы 3D, которые поддерживаются современными телевизорами:
- F/S — последовательное чередование кадров. Каждый кадр предназначен для левого или правого глаза человека. Именно этот принцип и обеспечивает создание трехмерного изображения, делая просмотр более насыщенным и глубоким;
- C/B — это устаревший формат, который сегодня практически не используется. Целостная картина трёхмерного изображения формируется за счёт использования принципа шахматной доски. Его суть заключается в том, что сначала осуществляется передача белого кадра, а потом — чёрного. Для просмотра контента в таком формате потребуются специальные очки;
- S/S — чересстрочная подача кадров. Для одного глаза подается изображение с двойным уменьшением разрешения по горизонтали. Объёмность картинки формируется за счёт 2 кадров, которые образованы с разных строчек;
- T/B — в этом формате трёхмерное изображение формируется по такому же принципу, как и в случае с S/S. Единственное различие заключается в том, что подача кадров осуществляется не по горизонтали, а вертикально.
Производители телевизоров постепенно отказываются от поддержки технологии 3D. Она не сумела оправдать ожиданий. Сегодня ведётся активная работа именно в направлении улучшения качества картинки, а трёхмерное изображение считается пережитком прошлого. Ярким подтверждением этой тенденции можно считать политику компании Philips. Это известный производитель, техника которого пользуется колоссальным спросом. Компания с 2016 года не выпускает телевизоры с поддержкой 3D.
Принятие
DVB
В 2014 году Проект цифрового видеовещания выпустил новый набор стандартов, предназначенных для руководства внедрением контента высокого разрешения в вещательное телевидение. Названный DVB-UHDTV , он устанавливает два стандарта, известных как UHD-1 (для контента 4K) и UHD-2 (для контента 8K). Эти стандарты используют разрешения 3840 × 2160 и 7680 × 4320 соответственно, с частотой кадров до 60 Гц, глубиной цвета до 10 бит на канал (30 бит / пиксель) и кодированием HEVC для передачи. DVB в настоящее время фокусируется на внедрении стандарта UHD-1.
DVB завершил этап 2 UHD-1 в 2016 году, а предоставление услуг вещательными компаниями ожидается в 2017 году. UHD-1 Phase 2 добавляет такие функции, как расширенный динамический диапазон (с использованием HLG и PQ при 10 или 12 битах), широкая цветовая гамма ( BT . — 2020 / колориметрии), а также с высокой частотой кадров (до 120 Гц).
Видео трансляция
YouTube, с 2010 года, и Vimeo допускают максимальное разрешение загрузки 4096 × 3072 пикселей (12,6 мегапикселей, соотношение сторон 4: 3). Контент Vimeo в формате 4K в настоящее время ограничен в основном документальными фильмами о природе и техническим освещением.
Высокоэффективное кодирование видео (H.265) должно обеспечивать потоковую передачу контента 4K с пропускной способностью от 20 до 30 Мбит / с .
В январе 2014 года Naughty America запустила первый сервис потокового видео для взрослых в формате 4K.
Камеры для мобильных телефонов
Первые мобильные телефоны, способные записывать в разрешении 2160p (3840 × 2160), были выпущены в конце 2013 года, в том числе Samsung Galaxy Note 3 , способный записывать 2160p со скоростью 30 кадров в секунду.
В 2014 году был выпущен OnePlus One с возможностью записи скоростью 24 кадра в секунду.
В 2017 и 2018 годах чипсеты мобильных телефонов достигли достаточной вычислительной мощности, поэтому производители мобильных телефонов начали выпускать мобильные телефоны, которые позволяют записывать кадры 2160p со скоростью 60 кадров в секунду для более плавного и реалистичного внешнего вида.
Средства защиты контента
Очевидно, что UHD-приставки предназначены для просмотра премиального контента, поэтому правообладатели заинтересованы в максимальной защите от несанкционированного использования и дублирования.
Можно выделить три уровня защиты контента, которые реализуются в телевизионных приставках и телевизорах.
Первый уровень — защита на пути от видеосервера до приставки. Здесь используются средства CAS (Conditional Access System) и DRM (Digital Rights Management). Их задача — шифровать данные и определять, кто имеет право дешифровать данный контент.
Второй уровень включает в себя защиту контента после декодирования видео приставкой и во время его передачи на устройство отображения (телевизор).
В современных приставках можно встретить несколько интерфейсов для вывода видео: аналоговые композитный и компонентный, цифровой HDMI 1.x или 2.x. Компонентный и композитный видеовыход не поддерживают UHD-видео, присутствуют, как правило, для совместимости со старыми телевизорами.
HDMI 1.4 поддерживает видео до 4К/30 кадров в секунду, этого недостаточно для комфортного просмотра UHD-контента, поэтому данная версия интерфейса используется в недорогих HD-приставках.
HDMI 2.x разработан для отображения UHD-видео. Версия HDMI 2.1, которая появилась в 2017 году, поддерживает до 10K/120 кадров в секунду.
Данные, передаваемые по интерфейсу HDMI, защищаются от неавторизованного доступа с помощью технологии HDCP, которая позволяет аутентифицировать устройства, шифровать данные и отказывать в доступе скомпроментированным устройствам.
Таким образом, качественная 4К-приставка должна быть оснащена интерфейсом не ниже HDMI 2.0 с поддержкой последней версии защиты контента HDCP 2.2. Интерфейс HDMI 2.0 обратно совместим с HDMI 1.4, но дополнительно позволяет передавать полноценное 4K-видео.
Третий уровень — это защита контента уже после того, как он был передан по HDMI и дешифрован принимающим устройством. На этом уровне используется технология водяных знаков (watermarking). Водяные знаки позволяют незаметно проставить в видео уникальную отметку. В случае нарушения прав по отметке можно быстро выявить нарушителя и закрыть ему доступ к контенту. Например, если во время трансляции футбольного матча в Интернете будет обнаружен сайт, ведущий незаконное вещание, по водяным знакам можно определить, с какой приставки получен доступ к контенту, и отозвать у нее ключи на дешифрование. Вся операция займет буквально несколько минут.
Существует два метода наложения водяных знаков. В первом случае каждый пользователь получает уникальный поток с сервера. Плюсы — не требуется специальная поддержка на устройстве. Минус — метод не подходит для мультикаста.
Во втором случае все приставки получают одинаковый поток, а водяные знаки накладываются во время декодирования видео. Такой метод подходит для любых потоков — мультикаст, юникаст, HLS, DASH, но требует аппаратной реализации в чипсете, и в первую очередь, наличия в нем так называемого TEE (Trusted Execution Environment). Trusted Execution Environment по сути представляет собой обособленный внутренний микропроцессор, который выполняет программу отдельно от основного процессора и взаимодействует с ним только через ограниченный набор защищенных интерфейсов. Таким образом предотвращается свободный доступ к обрабатываемым данным. В ТЕЕ вынесена вся обработка незащищенного видео, в том числе и наложение водяных знаков. Кроме того, перед отправкой видео из TEE на HDMI интерфейс защищается HDCP-кодом.
В поисках 4K-драйвера
Генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий в своем докладе проанализировал степень готовности экосистемы для внедрения формата 4K. По его мнению, технических проблем с созданием и распространением такого контента сегодня нет. Телевизоры с поддержкой 4K появились уже давно, и если первые модели могли только воспроизводить поток с флешки, причем с неочевидным качеством, то сейчас проблема с приемом и воспроизведением решена. Принципиальных проблем с доставкой 4K тоже не наблюдается. Транспортная инфраструктура, проложенная крупными телеком-операторами за последние годы, легко позволяет передавать такие потоки внутри сети и доводить их до пользователей. В крупных городах до абонентов, как правило, проложены гигабитные каналы, хотя их пропускная способность искусственно ограничивается в соответствии с тарифом.
Наложить на эту инфраструктуру CDN-сети тоже было несложно. И основной тормоз для распространения 4K, по мнению Ярослава Городецкого, заключается в отсутствии 4K-контента, входящего в топ зрительских рейтингов, и в непонимании операторов ТВ-сетей, каким образом они могут монетизировать этот контент или хотя бы компенсировать затраты на его распространение. Очевидно, что эти два фактора взаимосвязаны. Тем не менее руководитель CDNvideo видит тенденции, которые могут помочь выйти из замкнутого круга. Это и удешевление телевизоров 4K на 30% за последние 4 года, и тот факт, что каждый четвертый продаваемый сейчас телевизор поддерживает 4K, и тенденция к увеличению диагонали, и внедрение улучшающих картинку расширений, таких как HDR. Свою роль могут также сыграть появление качественных игровых приставок и популярность геймерских приложений, требующих сверхвысокого разрешения. Ярослав Городецкий не исключает, что Россия по сложившейся традиции может пропустить один общемировой этап развития телевидения и с SD сразу перейти на 4K. При оптимистичном сценарии это может случиться лет через пять.
Производительность на высоте
Уже отмечал в обзоре Series 6, что новый процессор S6 – первое за два года существенное улучшение чипа в часах Apple. В SE установлено прошлое поколение чипа — S5, который сам по себе является почти полной копией чипа S4 из Series 4.
В сравнении с S4 и S5, SE работают… одинаково. Что логично, железо-то одно и то же.
При использовании часов, смене циферблатов, запуске и взаимодействии с приложениями нет лагов. Разве что новый «тяжелый» циферблат Memoji, периодически подтормаживавший на Series 5, также задумывается на SE.
Я нагрузил часы под завязку 36 максимально возможными циферблатами, натыкал на всех них максимум расширений, в том числе сторонних приложений. Скачивал приложения из App Store прямо с часов. Прыгал из одной программы в другую, прослушивая музыку напрямую с AW через встроенный плеер и подключенные к ним AirPods Pro.
Тормозов не заметил, поэтому за быстродействие ставлю все 5 баллов. На фоне SE или тем более Series 6, какие-нибудь S2 или S3 кажутся очень медленными и нерасторопными.
Производительность здесь эталонна для умных часов. Apple Watch SE в этом плане очень похожи на iPhone SE второго поколения: оба гаджета считаются «бюджетными» в линейках Apple, но при этом работают очень быстро, с большим запасом на будущее. Хорошо, что эта «похожесть» не коснулась автономной работы!
Обзор современных видеокодеков
Существует три вида кодеков, которые поддерживают стандарт UHD и используются в современных ТВ-приставках: H.264, H.265/HEVC и VP9.
Когда необходимость кодирования видео в UHD только появилась, самым популярным кодеком был H.264 (MPEG-4 Part 10). Поддержку UHD оперативно обеспечили, за счет добавления нового уровня L5. При этом алгоритмы сжатия не улучшались. По этой причине кодек H.264 сжимает UHD-контент наименее эффективно.
UHD-приставки первого поколения, как правило, имели интерфейс HDMI 1.4 и поддерживали кодек H.264 L5 с частотой до 30 кадров в секунду. В дальнейшем, с появлением HEVC и VP9, некоторые производители UHD-чипсетов отказались от H.264 L5, оставив данный кодек только для воспроизведения HD-видео.
Параллельно велись работы над H.265/HEVC, где используются улучшенные алгоритмы сжатия, соответствующие вычислительным возможностям современных чипсетов. Видеофайл, сжатый с помощью HEVC, может быть в несколько раз меньше файла, сжатого кодеком H.264, при условии, что визуально изображение в обоих случаях будет идентичным. Главный недостаток HEVC заключается в необходимости выплачивать лицензионные отчисления за его использование. К зиме 2017 года было известно уже о четырех организациях, требующих оплачивать лицензионные отчисления как с приставок, так и с кодируемого контента. По словам представителей этих организаций, они представляют интересы владельцев соответствующих патентов.
Еще один кодек — VP9 — разрабатывался Google в качестве альтернативы HEVC. Сейчас он используется для воспроизведения UHD-видео на YouTube. Google отказался от лицензионных отчислений за свои патенты, поэтому пока кодек считается бесплатным. На сегодняшний день ничего неизвестно об иных держателях патентов, которые могли бы требовать плату за устройства с поддержкой VP9 или за кодируемый контент. Тем не менее нет никаких гарантий, что та или иная часть алгоритма кодека не подпадет под действие какого-либо патента. Владелец патента может просто ждать роста популярности и распространения формата.
Поэтому сейчас ведется работа над четвертым кодеком — AV1. Его разрабатывает консорциум Alliance for Open Media (AOM). Первые образцы чипсетов для декодеров с поддержкой AV1 начнут появляться в 2018 году, а первые устройства, по всей видимости, уже в 2019 году.
А пока что чипсет для приставки 4К должен декодировать HEVC M10P@L5.1 и VP9 Profile 2.